Нужно ли ребенка отдавать в детский сад? Если да, то с какого возраста? Такими вопросами озадачиваются многие родители, которые хотят правильно воспитать ребенка, чтобы он был социализирован в обществе.
Сейчас не секрет, что такое садик и зачем он был создан. Шло время, и задачи детского садика менялись, структура также менялась. В советское время была одна задача, а в настоящее время совсем другая. Если во времена Советского Союза декретный отпуск составлял от трех месяцев до полугода (поэтому мамочки и были вынуждены отправлять своих детей в детские сады и ясли), то сейчас же декретный отпуск значительно выше, от трех до шести лет. Т.е. у мам есть возможность сидеть дома с ребенком и заниматься его развитием.
Если все так просто, тогда откуда появляются эти вопросы по поводу детского сада? Да очень просто, многие продолжают жить во времена Советского Союза. Это бабушки и дедушки, которые постоянно советуют молодым родителям, как правильно воспитывать своих детей, а родители, в свою очередь, верят в такой метод воспитания, мол, они же выросли нормальными, и все это благодаря детском у саду. Многие говорят, что им было хорошо в детском саду ,невзирая на то, что значительная половина детей вообще не помнит себя в таком возрасте, а информация всего лишь навязанная родителями. Лично я очень много помню из своего детства, но детский сад запомнился в моём сознании как элементы, какие-то яркие куски и не более. Я не помню, как я туда шла, но помню ощущения, довольно неприятные, какой-то холод, темнота, страх, все вперемешку, потому что приходилось вставать рано, так как родители работали на заводе, и к 7 мне нужно было быть в саду (это со слов мамы, но ощущения мои). Какие-то сюжеты игры с детьми, познание нового - такого не помню совсем. И когда я задаю вопрос родителям, что они помнят из детского сада, они отвечают, что тоже какие-то куски и не более. Вопрос: тогда откуда такое мнение, что им было хорошо в детском саду? Информация от родителей!
Но хотелось бы остановиться на том, насколько нужен сейчас современным родителям и их детям детский сад. Как он влияет на развитие ребенка и влияет ли вообще?
Во-первых, поговорим о плюсах детского сада:
  • Детский сад учит детей оставаться без родителей, т.е. уменьшает страх находиться самому с посторонними людьми (правда у особо тревожных детей этот страх наоборот может усилиться);
  • Развивает способность подчиняться правилам. Но это совсем не значит, что ребенок станет также подчиняться правилам дома, это все уже зависит от родителей, насколько родители сами подчиняются своим же установленным правилам. Ну и здесь играет роль то, что дети побаиваются посторонних людей, поэтому в обществе более послушны, чем дома;
  • Детский сад учит ребенка быть самостоятельным. Да, в детском саду воспитательница не будет каждого ребенка одевать и раздевать, водить его на горшок, мыть ему руки и так далее. Просто потому, что наполняемость в группах детских садов сегодня 25 человек и более. Вот и приходится детям становиться самостоятельными. Но это также относится только к детскому саду. Если же родители не поддерживают самостоятельность ребенка и при удобном случае одевают его и раздевают, то конечно его самостоятельность будет распространяться только на детский сад и не более;
  • И последний плюс детского сад - это контакт с детьми. Просто контакт. Потому что говорить о правильном взаимодействии не стоит, т.к. там детей никто этому не учит. Причина все та же - большая наполняемость детских групп. А один воспитатель просто не в состоянии всем уделить внимание.

Ну и плавно перейдем к минусам детского сада:

  • Это то, что детский сад не учит детей правильной коммуникации.  На такое количество детей находится всего один воспитатель и он, конечно же, не в состоянии увидеть ошибки взаимодействия между детьми, правильно выйти из  конфликтной ситуации  и наказать виновного. Обычно в детских садах рады «удобным» детям, которые не дерутся, не кричат, играют тихо, и ничего, что их игра ограничивается углом в комнате, главное, чтобы от него не было проблем. Поэтому, когда родители спрашивают у воспитателей, как их ребенок общается с другими, они отвечают, что, либо хорошо, если ребенок не создает проблем, либо же плохо, если ребенок агрессивен или чрезмерно активен. А такие моменты, как не умеет отстаивать себя, защищаться  или поддерживать игру, воспитатели просто не замечают.
  • Много запретов. Да, в детском саду многое нельзя.  А в частности: бегать, кричать, прыгать, драться, лазить, лежать на полу, делать что-то без разрешения.  Вот почему многие дети после детского сада хотят резвиться, дурачиться, беситься, а родители, конечно же,  хотят одного: прийти домой после сложного трудового дня и отдохнуть. И тогда вся энергия ребенка направлена на активность в квартире, где везде соседи и нужно вести себя тихо, или болит голова у мамы, или он может что-то разбить, т.е. продолжение запретов. Ребенок сам по себе активный, такая его сущность. И ему остро необходимо выплескивать эту энергия, в  противном  случает она будет направлена на него же самого, т.е. возможно появление тиков (навязчивых движений).
  • Детский сад не дает должной подготовки к школе. Да, у каждого сада своя программа. И не всегда она соответствует той программе, которая установлена в школах, особенно если это касается гимназий или лицеев. Так же детский сад не исправляет дефект речи, даже если есть в штате логопед, т.к. занятия должны проходить 2-3 раза в неделю, что не всегда соблюдается в детских садах. Т.е. если родители думают, что в детском саду научат ребенка и читать, и писать, то это заблуждение. Все равно придется отправлять ребенка на подготовительные курсы или нанимать репетитора.
Это основные минусы детского сада. Как видим, их не так много, но они очень важны для правильного развития ребенка и для его психологического здоровья. Конечно, я не говорю, что не нужно водить детей в детский сад, потому что у каждой семьи свои потребности. Если мама хочет выйти на работу, то она имеет на это право, тем более что круглосуточно находиться с ребенком психологически трудно и иногда хочется себя разгрузить. Вот садик как раз приходит на помощь. Просто если учесть все изложенные минусы и плюсы, можно сделать выводы, что параллельно садику ребенка нужно водить на подготовительные курсы, чтобы подготовить его к школе. После детского сада обязательно выводить его на площадку, где ребенок сможет выплеснуть все то, что приходилось сдерживать в детском саду. По возможности отправить ребенка перед школой на групповые занятия по коммуникации, чтобы научить его правильному взаимодействию с детьми. В общем, выбор за каждым. Главное, чтобы родители четко могли ответить на вопрос: «Зачем я отправляю своего ребенка в детский сад?». Если же ответ: «Потому что я ходил в детский сад, и мой ребенок будет ходить тоже!», то это не вариант. Это чистой воды эгоизм. Родители несут ответственность за своих детей, и они должны четко понимать свои действия в связи с воспитанием ребенка. Только тогда можно создать гармоничные отношения между родителями и детьми.
Автор: детский психолог Лилия Алексеенко